Главная » Фаркоп на учебном автомобиле - особенности оформления. Представляем вашему вниманию статью на эту тему А.Заостровцева.

Фаркоп на учебном автомобиле - особенности оформления. Представляем вашему вниманию статью на эту тему А.Заостровцева.

Несколько слов о фаркопах на учебных автомобилях.

Выход в свет всем известного приказа Минобрнауки № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» потребовал от администрации автошкол без преувеличения титанических усилий, направленных на приведение материально-технической базы в соответствие требованиям этого эпического документа. Не будем сегодня вспоминать о  набившей оскомину закрытой от движения площадке. Поговорим о требованиях к учебным  транспортным средствам, установленным в условиях реализации учебной программы.

Именно эти требования, а в частности, то, что учебные транспортные средства, в том числе и категорий «С» и «D» (использую привычное обозначение категорий), цитирую, «должны быть представлены механическими транспортными средствами, зарегистрированными в установленном порядке и прицепами (не менее одного), разрешенная максимальная масса которых не превышает 750 кг, зарегистрированными в установленном порядке», заставили в свое время крепко призадуматься даже бывалых механиков-умельцев. Как приделать к грузовику и автобусу сцепное устройство для прицепа, буксировать которое, согласно конструктивным особенностям последнего, должен легковой автомобиль? Фаркопный шар необходимо было опускать до высоты дышла прицепа, иначе этот самый прицеп, сцепленный с грузовиком, выглядел по меньшей мере странно.

Учитывая то, что автомобилей с прицепом до 750 кг в учебной организации должно быть не менее одного на каждую категорию ТС, на которую проводится обучение, а сроки приведения в соответствие примерным программам учебно-материальной базы были весьма ограничены – иначе можно было остаться без лицензии и без учеников, то пришлось с установкой фаркопов и приобретением прицепов весьма поторопиться.

Отсюда и появились порой весьма замысловатые инсталляции, которые автору пришлось в свое время увидеть немало. Разговор о том, обеспечивает ли использование таких «устройств» безопасную буксировку прицепов, в то время не еще велся. Про расчет нагрузок и испытания на излом никто и не задумывался.

Но времена меняются. И сегодня владельцам учебных автомобилей грозят не только штрафами, но и аннулированием регистрации транспортного средства. Действительно, как разъясняют официальные лица Госавтоинспекции, в соответствии со статьей 12.5 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за управление транспортным средством, в конструкцию которого внесены изменения без соответствующего разрешения, предусмотрен штраф в размере 500 рублей. Согласно п. 7.18 Правил дорожного движения Российской Федерации (далее-Правила) это является условием, при котором запрещается эксплуатация ТС.

Далее, как указано в одном из ответов на обращение гражданина за разъяснением действующего законодательства в одно из региональных подразделений Госавтоинспекции, в случае не устранения водителем изменений, внесенных в конструкцию транспортного средства, цитирую, «на месте их выявления, водителю выдается требование об устранении обстоятельств, способствующих совершению административного правонарушения в течение 10 дней. В случае не устранения изменений, внесенных в транспортное средство в установленный срок, регистрация данного транспортного средства аннулируется».

Если переоборудованное без разрешения ТС оформлено на образовательную организацию, то за выпуск его на линию несет ответственность, согласно п. 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и по ст. 12.31. ч. 2 КОАП РФ, это самое должностное лицо.

Давайте попробуем разобраться во всем этом.

С 1 января 2015 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (Технический регламент), устанавливающий единые требования к колесным транспортным средствам, независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории.

Транспортные средства, отнесенные к одному типу и выпускаемые в обращение на территории Таможенного союза, должны пройти процедуру проверки соответствия требованиям технического регламента и получить подтверждающий это документ – одобрение типа транспортного средства (ОТТС).

Если установка ТСУ предусмотрена заводом-изготовителем, то сведения об этом содержатся в приложении к ОТТС «Оборудование транспортного средства». Кроме того, если ТСУ установлено на предприятии-изготовителе ТС, то сведения о нем также содержатся в приложении к ОТТС с указанием номера сертификата соответствия установленным требованиям и органа, его выдавшего. В этом случае описание ТСУ, а также порядка его монтажа  и подключения к электросистеме автомобиля содержится в инструкции по эксплуатации автомобиля. При этом завод-изготовитель настоятельно рекомендует пользоваться исключительно оригинальными комплектующими.

Наиболее часто встречающийся случай: установка ТСУ предусмотрена заводом-изготовителем, на кузове имеются специально предназначенные места (отверстия) для его крепления, но его на вашем автомобиле его не было. В этом случае установка возможна если: устройство предназначено для данного типа автомобиля и имеет сертификат соответствия установленного образца, выданный уполномоченным органом по сертификации (вместе с устройством новый владелец получает копию сертификата, заверенную продавцом и паспорт на ТСУ с отметкой о продаже и установке). Предпочтительно, чтобы монтажом (установкой) занялся официальный дилер или сервис, имеющий сертификат соответствия оказываемых услуг Техническому регламенту. При этом регистрировать установку ОТТС не требуется.

При отсутствии сведений о ТСУ в ОТТС и документации предприятия-производителя его установка будет являться внесением изменений в конструкцию транспортного средства, то есть установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненная после выпуска транспортного средства в обращение и влияющая (могущая повлиять?) на безопасность дорожного движения. Насколько серьезно влияет ТСУ на безопасность можно судить лишь по тому, что при его неисправности Правилами дорожного движения Российской Федерации запрещена не только эксплуатация, но и дальнейшее движение ТС.

Если проще, то проделывание дополнительных дыр в кузове, применение сварки, установка несертифицированного, самодельного устройства является внесением изменений в конструкцию. Кроме того, прицеп должен быть подключен к электрической цепи автомобиля, что, в свою очередь, также является внесением изменений в конструкцию, если возможность подключения дополнительного шлейфа питания внешних световых приборов прицепа не была предусмотрена изготовителем ТС – тягача.  В этом случае вопрос о возможности установки ТСУ рассматривается при наличии положительных результатов предварительной технической экспертизы после первоначального осмотра ТС Госавтоинспекцией. Решение о выдаче владельцу свидетельства о соответствии ТС с внесенными изменениями требованиям безопасности принимается по результатам повторного осмотра при наличии: протокола экспертизы безопасности конструкции ТС, проведенной испытательной лабораторией (центром), включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), протокола испытаний; заявления-декларации и заверенных в установленном порядке копий сертификатов соответствия установленного ТСУ; положительных результатов технического осмотра ТС. Все это очень непросто.

Выводы. Установка ТСУ, предназначенного для буксировки прицепа до 750 кг на грузовой автомобиль, в связи с тем, что конструкцией последних может быть только устройства типа «крюк-петля» или «европетля», является внесением изменений в конструкцию ТС со всеми вытекающими последствиями. Установка ТСУ на большинство автобусов, кроме некоторых туристических, где предусмотрена буксировка багажного прицепа, так же, как и буксировка ими прицепов, тем более предназначенных для легковых автомобилей, не предусмотрены их конструкцией. В случаях, касающихся, например,  категории «В» и «D1» смотрим документацию на ТС.

Что делать, если ТСУ уже установлено. Только весьма продвинутый сотрудник ДПС сможет обнаружить фаркоп в процессе движения транспортного средства. Если же это случилось, то его уровень повышается в разы, если он в состоянии определить установлено ТСУ на предприятии изготовителе либо его установка является внесением изменений в конструкцию ТС. Советы знатоков, согласно которым водителю предлагается возить с собой полный набор документов на ТСУ хороши тогда, когда такой набор существует в природе. В противном случае достаточно просто знать о том, что согласно ст. 1.5 КОАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина и не обязано доказывать свою невиновность. К тому иметь и передавать для проверки  какие-либо документы, кроме предусмотренных Правилами, водитель не обязан. Поэтому многие советчики в СМИ и Сети предлагают настаивать на том, что ТСУ уже было. Но этот ответ хорош для ДПС с их ограниченным на общение с водителем временем. Учебная организация имеет дело, в основном, с «продвинутым пользователем». Ряды экзаменаторов, которые занимаются в том числе и проверкой материальной базы, пополнили в связи с сокращением службы технического надзора Госавтоинспекции (техосмотр ушёл) её бывшие сотрудники. А они имеют представление и о переоборудовании и о неисправностях, с которыми запрещена эксплуатация. Так что спорить с ними обойдется себе дороже. Для таких нужно иметь в запасе пакет документов на ТСУ или вплотную заняться оформлением внесения изменений.