Главная » Про автодромы и не только. Представляем вашему вниманию статью на эту тему А.Заостровцева.

Про автодромы и не только. Представляем вашему вниманию статью на эту тему А.Заостровцева.

Этот материал – первый в ряду публикаций, связанных с общими для автошкол и экзаменаторов проблемными вопросами. Однако сразу хочу отметить, что основные проблемы, требующие разрешения, лежат не в текстах нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по приему экзаменов и выдаче водительских удостоверений, а в исполнении их требований на местах.

В настоящее время образовательные организации, проявляя «добрую волю», практически во всех регионах идут на сотрудничество, предоставляя для приема экзаменов на безвозмездной основе свои площадки и автодромы, закупая и устанавливая за собственные деньги достаточно дорогие системы аудио-видеофиксации. Причина такого поведения объяснима. Выпускникам таких автошкол легче сдать экзамен на транспортных средствах, на которых они проходили обучение, важен и психологический фактор: моральная поддержка со стороны преподавателей и соучеников в процессе экзамена, знакомая площадка и прилегающие к ней маршруты движения. Кроме того, это дополнительная реклама для учебной организации: «организуем сдачу экзамена в Госавтоинспекции». Для приема экзаменов подразделение выбирает одну-две учебные площадки, соответствующие установленным Правилами требованиям. В результате остаются «обиженные» автошколы, выпускникам которых приходится сдавать экзамены на «чужих» автомобилях, зачастую внося плату за их использование в карман инструкторов. Причем, в большинстве своем, экзаменуемые уверены в том, что внесенные деньги идут сотрудникам Госавтоинспекции.

Госавтоинспекция никогда не исключала и вероятность того, что автошколы рано или поздно перестанут предоставлять площадки и автотранспорт. Все находились в режиме ожидания приказа МВД, регламентирующего порядок взаимодействия. Надежда была на то, что с приказом заработает п. 19 Правил приема экзаменов и образовательным организациям будет передано право приема теоретического и практического экзаменов. Но по факту этого не произошло.

Представляется, что такая передача проблему и так натянутых взаимоотношений только усугубит. Это неминуемо заставит сотрудников экзаменационных подразделений еще глубже влезть в процесс контроля над деятельностью автошкол, а также приведет к взиманию дополнительной платы с кандидатов в водители со стороны организации, предоставляющей материально-техническую базу.

Неоднократно, в том числе и в процессе подготовки Правил и Регламента, предлагался полный отказ от приема экзамена на закрытой от движения площадке, за исключением мототранспортных средств, а также составов транспортных средств (тягача прицепом), в случае, если экзаменуемый уже имеет право на управление каким-либо видом таких составов. Хотя это и связано с внесением изменений в нормативные правовые акты, но позволило бы в большей части решить проблемы с площадками, очередями, финансированием.

Но мощная сила стояла и стоит за сохранением так называемого «первого этапа практических экзаменов». И эта сила не Госавтоинспекция. Большая часть экзаменаторов проголосовала бы двумя руками за отмену площадки. Это, как ни странно, сами представители образовательных организаций, а именно – владельцы автоматизированных автодромов.

С чего все начиналось.

В июне 2009 г. начальником ДОБДД МВД России была утверждена Методика проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами. Основное отличие Методики – применение (только!) автоматизированных автодромов для приема экзамена. А наличие такого автодрома – условие получение лицензии образовательной организацией. Утверждению Методики предшествовали положительные результаты проведенного на территории Челябинской области эксперимента по приему первого этапа практического экзамена с использованием автоматизированных систем на специально оборудованном автодроме.

Результаты эксперимента, согласно выводам участников, подтверждали гипотезу о том, что применение в процессе подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами автоматизированных автодромов позволит обеспечить более качественную подготовку кандидатов в водители и объективность экзаменов, сведение к минимуму или исключение роли человеческого фактора в оценке знаний, навыков и умений кандидатов в водители. Владельцами автоматизированных автодромов предполагалось использовать их для подготовки к экзамену в Госавтоинспекции и при приеме экзамена.

Обучение по новой методике некоторое время вплоть до ее отмены проводились на базе 10 автоматизированных автодромов (два в г. Челябинске, по одному в городах Самаре, Краснодаре, Иваново, Тамбове, Казани, Мурманске). Самый большой автодром, на 60 автомашин, был построен в г. Кемерово. Финансирование строительства осуществлялось за счет частных инвестиций и самих образовательных организаций.

На полгода (до ноября 2009 г.) лицензирование автошкол было приостановлено по всей стране, пока Генеральной прокуратурой Российской Федерации в Министерство внутренних дел Российской Федерации было внесено представление об устранении нарушений законодательства, регулирующего порядок принятия федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актов, допущенных при утверждении и введении в действие Методики. В представлении предписывалось Методику отозвать, отменить положения о ее исполнении и проинформировать население о ее неприменении.

Действующая нормативная правовая база, касающаяся профессионального обучения водителей, а также приема экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, предусматривает использование автоматизированных автодромов в процессе обучения и экзамена. Однако опять же это зависит от желания и возможностей образовательных организаций и экзаменационного подразделения.

В настоящее время действующие автоматизированные автодромы существуют и продолжают функционировать, внося свой вклад в процесс профессиональной подготовки водителей, в 10 городах Российской Федерации. Один автоматизированный автодром, в г. Краснодаре, был построен на базе экзаменационного подразделения Госавтоинспекции и в настоящее время не функционирует в связи с отсутствием финансирования.

Одним из общих недостатков существующих автоматизированных автодромов следует отметить то, что схемы движения по их территории изначально были организованы с ориентацией на корейское (левостороннее) движение. Поэтому выполнение упражнений заезд задним ходом в бокс и парковка осуществлялись с правой стороны. Кроме того, содержание и поддержание в рабочем состоянии такого достаточно большого по площади объекта обходится весьма дорого. В условиях ограничения финансирования даже мечтать о том, что когда-либо прием экзаменов будет осуществляться на собственных автоматизированных автодромах, территориальным органам Госавтоинспекции не приходится.

Существующие системы контроля выполнения упражнений на автоматизированных автодромах различны. Это «классическая», корейская, основанная на пневматических датчиках, электромагнитная и основанная на использовании спутниковой навигации.

Оборудование автоматизированных автодромов контактного типа (пневмодатчики) корейских фирм «NEO» и «Dongel» обеспечивает контроль пересечения колесами ТС линий разметки при помощи резиновых или полихлорвиниловых шлангов-сенсоров, заполненных незамерзающей жидкостью (маслом, керосином и т.п.) и установленных по линиям фиксации выполнения упражнений. Давление колеса на шланг передается на пневмодатчик и ошибка фиксируется автоматизированной системой. Основной недостаток: площадка должна быть идеально чистой, в связи с чем использование указанной системы в регионах с холодными и снежными зимами затруднено. Шланги на морозе затвердевают, не обеспечивая точной фиксации ошибок.

Отсюда родились и требования к экзаменационной площадке, зафиксированные сначала в отмененной методике и впоследствии перекочевавшие в Правила проведения экзаменов: ее поверхность должна иметь однородное асфальто- или цементобетонное покрытие, водоотвод, проезжая часть должна быть горизонтальной с максимальным продольным уклоном не более 100 промилле, коэффициент сцепления покрытия не менее 0,4.

К слову, два замечательных упражнения «Змейка» и «Повороты на 90 градусов», появились в Регламенте «благодаря» автодромщикам.

Следующий тип системы контроля на автоматизированных автодромах основан на изменении электромагнитного поля при попадании в зону действия датчиков, установленных на крайних габаритных точках учебного транспортного средства, магнитов, вмонтированных в местах расположения контрольных точек (линий фиксации выполнения упражнений). Сигнал от электромагнитного датчика передается на систему контроля выполнения упражнений и таким образом ошибка фиксируется.

Плюсом указанной системы является то, что к постоянным магнитам, изготавливаемым из ферро-сплавов, вмонтированным в дорожное полотно, не требуется подведения дополнительных коммуникаций (электрических кабелей, пневматических или гидравлических линий). При этом работа системы контроля не зависит от погодных условий, состояния покрытия и климатических особенностей региона.

Далее – активно продвигаемое ныне использование систем спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС. Принцип работы основан на использовании указанных систем для точного определения положения транспортного средства. Для функционирования достаточно ровной асфальтированной площадки для размещения упражнений. Это позволяет серьезно сэкономить на строительно-монтажных работах. Однако указанная в ТУ точность работы системы навигации «в пределах от 3 до 5 см» не обеспечивает выполнение требований, предъявляемых к проведению экзаменов на получение права на управление транспортными средствами.

В современных условиях недостаточного финансирования МВД России введение каких-либо средств автоматизации приема экзамена затруднено по экономическим причинам, к тому же их эффективность пока остается под вопросом. Проверка теоретических знаний с помощью технических средств, в большей части объективна, возможна, давно и успешно применяется. Однако в мире общепризнан и применяется повсеместно субъективный метод оценки навыков управления транспортными средствами, который подразумевает наличие у экзаменатора высокой квалификации, глубоких знаний предмета, высоких морально-психологических качеств. Опираясь на опыт зарубежных стран, основное внимание уделяющих системе подготовки и допуска экзаменаторов к работе, в настоящее время целесообразно сделать выбор в пользу человека, а не техники.

Продолжение следует.