Главная » Об аварийности начинающих водителей и не только. Информация к размышлению.

Об аварийности начинающих водителей и не только. Информация к размышлению.

В январе 2016 года в средствах массовой информации появились публикации о том, что Министерство образования и науки Российской Федерации отрапортовало о том, что снижение аварийности среди начинающих водителей на 26% – это результат введения в 2014 году новых программ профессиональной подготовки. Затем, на некоторое время, все затихло, но в этом году тема поднимается опять. Уже в несколько в другом ключе. А вспомнили ее в связи с планируемыми Минтрансом России изменениями, связанными с разделением водителей на профессионалов и «любителей» (непрофессионалов) и отменой экзамена на закрытой от движения площадке, планируемой, в свою очередь, МВД России. Дескать, и так хорошо, зачем что-то менять. Мы добились результатов, чего еще надо?

В 2016 году по заявке ГУОБДД МВД России НИЦ БДД была подготовлена работа «Оценка эффективности введения программ профессиональной подготовки водителей». В связи с тем, что готовил ее автор статьи практически в гордом одиночестве и она, благодаря выводам, сделанным в ней, руководству не понравилась и была спрятана у кого-то в столе, возьму на себя смелость поделиться ими.

Для оценки эффективности введения тех или иных изменений в законодательстве необходимо провести сравнительный анализ, в нашем случае анализ количества ДТП с участием молодых водителей за одинаковый промежуток времени до и после вступления указанных изменений.

Количество дорожно-транспортных происшествий всего, по вине водителей, по вине водителей со стажем до трех лет. Данные МИАС – ВЭБ и формы статистической отчетности № 560.

На рисунке 4 представлены данные о количестве дорожно-транспортных происшествий за последние 10 лет.  Можно заметить, что кривая количества дорожно-транспортных происшествий по вине водителей со стажем до трех лет практически с точностью повторяет кривую общего количества ДТП и кривую ДТП по вине водителей. Стаж до трех лет взят по причине того, что до 2013 года в статистические данные входил именно этот показатель. С 2014 года в статистических данных начал фигурировать показатель «до двух лет». В связи с этим делать выводы о снижении количества ДТП было бы не совсем корректно. Курсивом выделен показатель года, когда вводились новые программы подготовки водителей.

Прослеживается прямая связь между снижением количества дорожно-транспортных происшествий с участием начинающих водителей и снижением количества лиц, получивших право на управление транспортными средствами.

Количество лиц, получивших водительские удостоверения.

Ну а теперь вообще крамола. Интересные данные приведены в научном докладе International Road Traffic and Accident Database (IRTAD) от 7 октября 2015 года «Why Does Road Safety Improve When Economic Times Are Hard?» (Почему безопасность на дорогах улучшается, когда экономика в упадке), где рассматривается взаимосвязь между экономическими результатами и безопасностью дорожного движения. Статистика свидетельствует о том, что экономический спад, начавшийся наезд многих странах ОЭСР в 2007/8 годах оказал значительное влияние на сокращение числа ДТП со смертельным исходом. Шесть работ, которые составляют этот доклад, написанный известными специалистами, объясняют механизмы, с помощью которых показатели экономического развития оказывают влияние на безопасность дорожного движения. Попытка провести аналогию сделана на первом рисунке, где отмечена кривая уровня дохода населения согласно данным Росстата. Не кажется ли вам, что спад количества желающих получить водительское удостоверение как-то связан с экономическими показателями?

В отличие от принятого в нашей стране правила оценивать качество обучения водителей и приема экзаменов по количеству ДТП с начинающими водителями, за рубежом качество обучения оценивают по результатам сдачи экзаменов. В странах Евросоюза ведется и публикуется на сайтах организаций, занимающихся выдачей водительских удостоверений, рейтинг преподавателей по вождению автомобиля с указанием процента сдачи экзамена их учениками с первого раза. В Великобритании инструктору по вождению в зависимости от процента сдачи экзамена присваивается квалификационный ранг. Например: 4 ранг – инструктор по вождению компетентен – 47 % сдало с первого раза, 5 ранг – инструктор по вождению с оценкой хорошо - 67%, 6 ранг – инструктор по вождению очень высокого уровня – 94%.

Если за основной критерий оценки качества подготовки водителей взять не количество дорожно-транспортных происшествий, а результаты сдачи экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, то сколько-нибудь заметных сдвигов в лучшую сторону не замечается.

Процент сдачи экзаменов с первого раза.

Однако мы считаем, что снижение количества ДТП, с какими бы причинами оно не было связано – момент положительный. Но, скорее, он является следствием сокращения количества лиц, получивших водительское удостоверение впервые.

Ряд исследователей считает, что прямой вины учебной организации и экзаменатора в том, что молодой водитель попадает в ДТП нет, так как ни обучающий вождению, ни экзаменатор не дает установку на нарушение ПДД, а скорее наоборот.

Позиция зарубежных исследователей основана на том, что ДТП, в подавляющем большинстве случаев, является не результатом некачественной подготовки водителей, а результатом осознанного нарушения правил дорожного движения и зависит от индивидуальных психологических особенностей личности самого водителя. Поэтому, например, в ряде американских штатов молодые люди, склонные к противоправному поведению, лишены возможности получения водительского удостоверения. В Германии на дополнительное психофизиологическое обследование может быт направлено лицо, желающее получить право на управление транспортным средством, если оно в прошлом было задержано, например, за управление велосипедом в состоянии опьянения.

Многочисленные исследования зарубежных авторов, обобщенные в работе Департамента Транспорта Великобритании «Novice drivers: Evidence review and Evaluation Pre-driver training, Graduated Driver Licensing» в 2013 году, позволили сделать вывод о том, что обучение может повысить квалификацию водителя, но не в состоянии сделать безопасным его поведение на дороге. Поэтому основным направлением, нацеленным на снижение аварийности среди молодых водителей, являлось и является введение и совершенствование Graduated Driver Licensing (GDL), ступенчатой системы выдачи водительского удостоверения, применяемой практически во всех странах мира. Суть системы состоит в том, что для получения «полноценного» водительского удостоверения водитель должен пройти два этапа: получение, после сдачи теоретического экзамена, ученического водительского удостоверения (Learner’s permit), которое дает ему право обучаться вождению, получение после сдачи практического экзамена водительского удостоверения с испытательным сроком и рядом ограничений. Интересно, что подобная система существовала в Советском Союзе в конце 80-х годов: так называемое «временное водительское удостоверение», выдаваемое на два года после сдачи экзамена впервые, владельцу которого запрещалось двигаться со скоростью более 70 км/час, управлять транспортным средством в ночное время, а также с прицепом.

Ступенчатая система применяется во всех странах Евросоюза, Австралии, Канаде, то есть в станах с достаточно низким уровнем аварийности.

Мы полагаем, что назрела необходимость, опираясь на мировой опыт и положительные отечественные разработки, создания новых подходов к самой подготовке водителей и оценке ее качества.