Главная » Столичная Госавтоинспекция помогает автошколам выжить.

Столичная Госавтоинспекция помогает автошколам выжить.

Похоже, столичная Госавтоинспекция решила помочь автошколам с набором учеников. Все дело в том, что владельцам иностранных водительских удостоверений, при обращении в экзаменационные подразделения для их замены, все чаще стали рекомендовать прохождение обучения на основании того, что их удостоверения, якобы, не соответствуют требованиям Конвенции о дорожном движении 1968 года. Попробуем с этим разобраться.

Пункт 12 статьи 25 Федерального закона № 196-ФЗ гласит: «лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых - на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений...».

Кроме того, признается действительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации национальное водительское удостоверение, выданное в иностранном государстве, не являющемся совместно с Российской Федерацией участником международных договоров в области обеспечения безопасности дорожного движения на основе взаимности при условии, если оно предъявляется вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык. Хотя обмен такого водительского удостоверения, согласно п. 41 постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами», утверждающего Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений (далее – Правила), на российское, не производится.

Следуя букве указанной статьи любые лица постоянно или временно проживающие либо пребывающие на территории Российской Федерации, в том числе граждане иностранных государств, лица без гражданства, граждане Российской Федерации при отсутствии российского национального водительского удостоверения могут управлять транспортным средством «на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений». Обязательное наличие российского водительского удостоверения необходимо только при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, да и то не всем иностранцам. Это условие не касается граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального. Представляется, что Россия является одним из таких государств.

Правила дорожного движения Российской Федерации также не предусматривают наличие именно российского национального водительского удостоверения у водителя механического транспортного средства, имеющего российское гражданство.

Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений регламентируют порядок обмена иностранных водительских удостоверений, однако не предусматривают обязанность иметь российское национальное водительское удостоверение даже для гражданина Российской Федерации.

Вывод: граждане Российской Федерации и иностранные граждане имеют право управлять транспортными средствами на ее территории при наличии иностранного водительского удостоверения. Замена иностранного водительского удостоверения на российское национальное водительское удостоверение может потребоваться только в том случае, если его владелец решит заняться предпринимательской или трудовой деятельностью, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами и только тогда, когда он не является гражданином Киргизии, Беларуси или России. Во всех остальных случаях такая замена не нужна.

Если, все же, гражданин России или другого государства пожелал заменить иностранное водительское удостоверение. Согласно п. 18 ФЗ-196 порядок обмена иностранных национальных и международных водительских удостоверений на российские национальные и международные водительские удостоверения установлен Правительством Российской Федерации (Постановление 1097).

Иностранные национальные и международные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации, обмену на российские национальные и международные водительские удостоверения не подлежат.

На основании чего наши московские эксперты в погонах отказывают в замене водительских удостоверений, выданных в странах – участниках венской Конвенции 1968 года? Какие несоответствия приложению 6 к указанной Конвенции они находят?

Первое – отсутствие транслитерации буквами латинского алфавита записей, выполненных на национальном языке. Если все записи выполнены с использованием этой транслитерации, а какая либо одна, например, место рождения, нет – то это, по мнению наших «экспертов», уже несоответствие и основание отказа в замене. Кроме того, буквы латинского алфавита с диакритическими знаками не признаются ими латинскими. Также основание в отказе. Отсутствие цифры 6 на или около фотографии. Согласно п. 6 Приложения сведения должны нумероваться? Где номер? Некоторых сотрудников вводит в замешательство дата окончания действия водительского удостоверения. В ряде стран оно выдается на неограниченный срок. Нет даты или срок действия более 10 лет – сомнение в подлинности и основание в отказе.

Однако даже если все соответствует многострадальной Конвенции, то и тут можно найти основания не менять указанное удостоверение.

Их можно найти в Административном регламенте Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденном приказом МВД России от 20.10.2015 № 995. Пункт 28.4. Отсутствие в установленных Административным регламентом случаях сведений, подтверждающих выдачу водительского удостоверения. При этом государственная услуга в части выдачи российского национального водительского удостоверения приостанавливается до подтверждения выдачи указанных документов. В иностранное государство, согласно п. 70 Регламента «в случае необходимости проверки сведений, содержащихся в иностранном национальном или международном водительском удостоверении, соответствующему должностному лицу или в орган иностранного государства направляется запрос о подтверждении выдачи такого удостоверения». То, что необходимость такая у сотрудников вдруг возникнет, нет ни тени сомнения. И запрос направляется (либо не направляется). Само собой разумеется, что ведение международной переписки вне пределов компетенции экзаменационного подразделения. Получение корреспонденции, например, из европейских стран, существенно затруднено, а из Украины, особенно в последнее время, практически невозможно. «Соответствующими должностными лицами», уполномоченными пересылать такие запросы в иностранные государства, являются сотрудники ГУОБДД МВД России. Так вот, сначала начальник экзаменационного отдела посылает письмо с просьбой направить запрос в ГУОБДД, затем ГУОБДД направляет запрос в компетентные органы иностранного государства, если знает, что это за компетентные органы, затем ждет ответа и, в случае его получения направляет ответ в экзаменационный отдел. Но. В случае отсутствия ответа из компетентных органов в течение шести месяцев с даты направления запроса предоставление государственной услуги прекращается.

Любой документ, предоставляющий право выбора, когда необходимость того или иного действия отдается на усмотрение исполнителя, рождает коррупцию. Продолжаем бороться?

О разъяснениях МВД и ГУОБДД по порядку замены водительских удостоверений, имевших место в 2015 и 2017 годах. Попытка сослаться на них при обращении в Госавтоинспекцию наталкивается на непонимание сотрудников. Дескать, разъяснения разъяснениями, а закон есть закон, спросят ведь с нас.

Еще раз спасибо от автошкол.