Главная » Экзамен на получение права управления мототранспортными средствами.

Экзамен на получение права управления мототранспортными средствами.

В продолжение разговора по проблемным вопросам реализации нормативных правовых актов, касающихся приема экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений. Создается впечатление, что законотворческая деятельность Госавтоинспекции направлена в том числе и на то, чтобы сделать максимально неэффективной и невозможной сдачу экзамена.

Приказом МВД России от 06.09.2017 № 707 «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам регистрационно-экзаменационной деятельности» в Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденном приказом МВД России от 20 октября 2015 г. № 995 (далее – Регламент) были внесены изменения, касающиеся условий выполнения упражнений экзамена по первоначальным навыкам управления транспортными средствами и схем экзаменационных упражнений.

При подготовке проекта указанного административного регламента участие в разработке схем и обсуждении испытательных упражнений на получение права на управление мототехникой принимали представители мотосообществ, инструкторы, занимающиеся подготовкой мотоциклистов, в том числе и мотогонщиков, как у нас в стране, так и за рубежом. Обсуждение было перенесено и на форумы мотоциклистов. Конструктивные предложения полученные в результате проведенной работы в первой, утвержденной редакции Регламента, были учтены и в него были включены принципиально новые упражнения по маневрированию в ограниченном по габаритам транспортного средства пространстве, безопасной парковке, а также, что особенно важно, по скоростному маневрированию, разработанные на основе экзаменационных тестов, применяемых за рубежом.

Ни для кого секрет, что управление двухколесным транспортным средством несколько отличается от управления транспортным средством с тремя и более колесами. Иные органы управления, иной порядок воздействия на них. По-разному воздействуют на эти транспортные средства и физические силы: сила инерции, силы сопротивления, вызванные трением качения, потоком встречного воздуха, сила инерции при разгоне и торможении и центробежная сила при прохождении поворота.

Суть упражнения «Скоростное маневрирование» заключается в том, что оно позволяет оценить следующие навыки управления мототранспортным средством: умение плавно увеличивать и уменьшать скорость с переключением передач, способность руления, удержания равновесия при наклоне транспортного средства и маневрирования на более высоких скоростях, умение войти в поворот, удержать траекторию поворота и выйти из него с ускорением, способность уклониться от внезапно возникшего препятствия на скорости, способность произвести остановку, используя оба тормоза и не допуская заноса или потери равновесия. Отсутствие этих навыков в условиях реального дорожного движения, при высоких скоростях и ограниченном времени могут привести к тяжким последствиям как для самого водителя, так и для окружающих. Поэтому время выполнения упражнения ограничено.

Однако отработанные и проверенные схемы в чем-то не устроили авторов Регламента и через два года в него были внесены изменения, в результате которых такое важное упражнение, как «Скоростное маневрирование» по сути своей перестало быть скоростным.

Первое. Вместо разметочных конусов не более 0,5, которые устанавливаются в секторе упражнения, имитирующего скоростное маневрирование при объезде препятствия, авторы изменений сочли целесообразным устанавливать разметочные стойки высотой не менее 1 метра (Рис 1.)

Уклонение от препятствия при движении на скоростях выше 15-20 км/час невозможно без наклона мотоцикла в сторону поворота. Плавно повернуть на малой скорости рулем можно без наклона мотоцикла. С возрастанием скорости центробежная сила увеличивается и если поворачивать руль, не нарушая вертикального положения, из-за вылета передней вилки пятно контакта шины смещается относительно продольной оси и центра тяжести (рис. 2) и вследствие этого появляется дополнительная сила, которая стремится наклонить мотоцикл в сторону поворота (момент этой силы называют опрокидывающим).

Как только центробежная сила, зависящая от радиуса поворота и скорости, превысит силу сцепления шин с землей, мотоцикл с водителем потеряет устойчивость. При этом падение практически неизбежно. Для того, чтобы этого не произошло, водитель наклоняет мотоцикла внутрь поворота с помощью тела (рис. 3) и, чем больше скорость, тем большим относительно вертикальной оси должен быть угол наклона. Существуют различные методики «руления телом» и не зная их безопасно управлять мототранспортным средством невозможно.

При наклоне мотоцикла его проекция седоком на дорожное покрытие гораздо больше, чем того же мотоцикла, но вертикально расположенного (Рис. 4,5). Поэтому попасть в габаритные ворота шириной 1 метр, обозначенные стойками более 1 метра, не задев их, можно только при движении на малых скоростях, то есть перед проездом габаритных ворот упражнения необходимо максимально замедлиться. При этом смысл упражнения полностью теряется. Использование разметочных конусов позволяет сделать указанное упражнение максимально эффективным.

 

Второе. В Регламент была включена некая «Схема Б», которая применяется «в случае невозможности размещения элемента упражнения в переделах габаритных размеров автодрома, автоматизированного автодрома или закрытой площадки в соответствии со схемой «А». Выполнение именно скоростного маневрирования становится в этом случае затруднено или невозможно еще по одной, кроме указанной, причине. Перед скоростным прохождением змейки необходимо разогнать мотоцикл, но тогда выполнить объезд первой стойки невозможно, так как согласно схеме движения, ее необходимо объехать, практически развернувшись (рис 6) и сразу после этого войти в правый поворот. Такой маневр возможен на минимальной скорости.

В итоге вышеперечисленные изменения схемы экзаменационного упражнения «Скоростное маневрирование», исказили его суть и сделали его выполнение при оценке навыков будущего водителя бессмысленным и невозможным. Зачем? Остается только догадываться.