Главная » Про учебные автомобили. Начало

Про учебные автомобили. Начало

Начну про требования Госавтоинспекции к учебным автомобилям, используемым для приема экзаменов. Скажем прямо, порой необоснованно завышенные. Правда, непонятно зачем они рубят сук, на котором сидят. Ведь общеизвестно, что своих автомобилей у них нет и они используют ТС автошкол. Ну да ладно. Сейчас не об этом. В связи с тем, что требования с средствам контроля требования к техническим средствам контроля знаний и навыков управления транспортными средствами кандидатов в водители содержатся только в Правилах проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» (далее-Правила) и нигде и ничем не конкретизированы, некоторые «проверяющие» и «экзаменаторы», ссылаясь на ГОСТа Р 55887-2013 «Автомобильные транспортные средства. Учебные автомобили. Технические требования и методы испытаний», требуют установки в учебных автомобилях сигнальной лампочки, которая срабатывает при нажатии на дублирующую педаль тормоза. Откроем нормативные правовые и нормативно-технические документы.

Установка световой сигнализации нажатия на педаль привода тормоза и сцепления инструктором внутри салона учебного автомобиля, согласно п. 4.8.2 вышеупомянутого ГОСТа, предусмотрена для учебных автомобилей, оборудованных аппаратно-программным комплексом аудио- и видеонаблюдения (АПК АВН). Что это за комплекс? Пришел он к нам из несуществующей ныне, сразу же после появления отозванной с исполнения Генеральной прокуратурой РФ и не прошедшей процедуры государственной регистрации Методики проведения экзаменов, разработанной к 2011 году с участием автодромщиков. Именно в ней и были прописаны и требования к АПК АВН. Указанные «комплексы» возникнув, практически сразу пропали за невостребованностью так же, как и автодромы. Были для них в свое время разработаны и ТУ, но и они не пригодились.

Экзаменационное транспортное средство, используемое для приема экзаменов, должно быть оборудовано, согласно Правилам «процесса проведения практических экзаменов». Речи об «аппаратно-программном комплексе» не идет. То есть, если автомобиль не оборудован этим комплексом, то установка сигнальной лампочки не обязательна.

Средства аудио- и видеорегистрации должны обеспечивать в режиме реального времени видеозапись дорожной обстановки спереди и сзади транспортного средства; видеозапись воздействий кандидата в водители и лица, находящегося за дублирующими органами управления транспортным средством, на органы управления транспортным средством; видеозапись показаний контрольно-измерительных приборов (спидометр, контрольные лампы включения стояночного тормоза и указателей поворота); аудиозапись команд и заданий экзаменатора; сохранение аудио- и видеоинформации при проведении экзамена на электронный носитель, обеспечивающий ее целостность при отключении питания; защиту от несанкционированного доступа к записанной информации.

Нигде более, кроме как в упоминаемом ГОСТе: ни в Приложении 1 Правил (требования к техническим средствам контроля), ни в ПДД и Основных положениях по допуску ТС к эксплуатации, ни в Регламенте про эту световую сигнализацию ничего не сказано. Поэтому потребовать ее обязательную установку никто не в праве.

К тому же, согласно ст. 4 ФЗ-162 от 29.06.2015 «О стандартизации в Российской Федерации», национальные стандарты применяются на добровольной основе, то есть их применение необязательно и соответствие ГОСТам – инициатива производителя продукции, но не потребителя. Логично «проверяющим» потребовать установить сигнальную лампочку от китайских производителей видеорегистраторов.