Главная » О профессиональных стандартах

О профессиональных стандартах

Одно из важнейших событий 2018 года для автошкол – введение профессионального стандарта по специальности «Мастер производственного обучению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий».

Тремя годами ранее, Приказом Министерства труда РФ от 08.09.2015 № 608 был утвержден профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Педагог – это в данном случае обобщенное название всех перечисленных в стандарте специальностей. Стандарт предположительно распространял свое действие на широкий круг педагогических работников, в частности и на преподавателей и мастеров производственного обучения. В отношении мастеров он действовал до 28 октября 2018 года. Теперь он действует только в отношении преподавателей теоретической части обучения.

По состоянию на сегодня оценка квалификационных требований, предъявляемых к Мастеру производственного обучения предположительно определяется принятым по Приказу Минтрудсоцзащиты от 28.09.2018 года № 603н профессиональным стандартом «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» Содержание профессионального стандарта во многом повторяет требования профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», но есть и определенные, впрочем, не такие уж и значительные, отличия.

Внимательный читатель наверняка обратил внимание на употребление слова «предположительно» в предыдущих абзацах. Дело в том, что когда начинаешь анализировать тексты обоих профессиональных стандартов, замечаешь, что строго говоря, их сфера их применения определяется их названием и разделом «Группа занятий».

Профстандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»

Раздел «Группа занятий» определяет, что он применим к:

  • Преподавателям в средней школе;
  • Преподавателям в системе специального образования;
  • Преподавательскому персоналу начального образования;
  • Персоналу дошкольного воспитания и образования;
  • Преподавательскому персоналу специального обучения;

в области:

  • услуг в области дошкольного и начального общего образования;
  • услуг в области основного общего и среднего (полного) общего образования;

при реализации трудовых функций:

  • Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях  дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
  • Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ.

Профстандарт «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий»

Раздел «Группа занятий» определяет, что он применим к:

  • Преподавателям средних профессиональных образовательных организаций в области
  • Обучение профессиональное при реализации трудовых функций:
  • Обучение вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий

Таким образом, при совсем формальном подходе, поскольку автошколы не относятся к системе среднего, общего, среднего профессионального образования, указанные профстандарты не имеют к ним прямого отношения. Но, поди ж ты, объясни это нашим бдительным надзирающим органам. Поэтому, давайте исходить из реальности, из того, на практике придется требования профстандарта выполнять.

Сначала об обязательности применения профстандарта.

Внимательно читаем Трудовой кодекс. Статья 195.3. «Порядок применения профессиональных стандартов»

«Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.»

Таким образом, по крайней мере, в отношении МПОВ применение профстандарта МПОВ является обязательным, поскольку в самом профстандарте трудовая функция определена предельно четко – «Обучение вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий»

Кроме того, вспоминаем закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Статья 46 «Право на занятие педагогической деятельностью»

«1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.»

Какие же основные требования предъявляет профстандарт МПОВ к работникам, выполняющим эти трудовые функции:

1. Возможные наименования должностей, профессий:

  • Мастер производственного обучения

Обратите внимание: не «Мастер производственного обучения вождению», а «Мастер производственного обучения». Именно такой должна быть запись в трудовой книжке, чтобы Ваш сотрудник мог законно рассчитывать на преференции или льготы, положенные этой категории работников.

2. Требования к образованию и обучению:

  • Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена

или

  • Среднее профессиональное образование (непрофильное) - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области обучения вождению ТС соответствующей категории

Это положение требует детального пояснения.

Согласно действующим сегодня официальным справочникам. Содержащим перечень профессий и специальностей рабочих и специалистов, Мастер производственного обучения – это специальность с кодом 44.02.06. Мастер производственного обучения – это педагогический работник, имеющий право преподавать тот или иной предмет на уровне соей специальности. Таких специалистов раньше, до реформы образования готовили профессиональные училища и профессиональные колледжи в рамках системы начального профессионального образования. С появлением закона «Об образовании» и упразднением этой категории учебных заведений, все их функции перешли к организациям среднего профессионального образования. Училища были преобразованы в техникумы и колледжи. Сейчас в колледжах и техникумах можно получить образование двух уровней:

  1. Квалифицированный рабочий. Это уровень профессии, который ранее давали в училищах. Рабочая профессия и ничего более.
  2. Специалист среднего звена. Закончив техникум или колледж, такой студент получит специальность. Этот уровень образования называется средним специальным.

То есть, теперь специальность, в том числе специальность Мастера производственного образования дают отраслевые колледжи. Сказанное подтверждается Приказом Минобрнауки от 05.06.2014 года № 632 "Об установлении соответствия профессий и специальностей среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199, профессиям начального профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 354, и специальностям среднего профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 355" (в части среднего профессионального образования).

Специальность «Мастер производственного обучения» отнесена указанными перечнями к категории «Педагогика»

Таким образом, если у Вашего сотрудника есть среднее специальное образование по специальности «Мастер производственного обучения» ничего больше не нужно. Одновременно, если исходить из того, что специалист Мастер производственного обучения – это прежде всего педагог, получается, что любое иное среднее специальное образование является непрофильным и требует дополнительного профессионального образования в области обучения вождению ТС соответствующей категории.

Статьи 12 и 76 Закона «Об образовании» определяют, что к дополнительным образовательным программам относятся программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки при этом:

«Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.»

Из сказанного следует вывод, что если Ваш сотрудник имеет диплом Мастера производственного обучения по любому другому направлению, кроме «Обучение вождению», то ему достаточно пройти повышение квалификации в объеме не менее 16 часов. Если у него просто среднее специальное профессиональное образование – он должен пройти переподготовку в объеме 256 часов и более.

Обратите внимание на наличие в профстандарте дополнительных условий для допуска МПОВ к работе:

  1. Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;
  2. Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  3. Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности;
  4. Наличие документа на право обучения вождению ТС данной категории, а также удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
  5. Прохождение инструктажа по охране труда;
  6. Наличие стажа управления ТС не менее трех лет;
  7. Отсутствие лишения права управления ТС в течение пяти лет.

Профстандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», предъявляет еще некоторые дополнительные требования к преподавателям теоретической части.

  1. При отсутствии профильного образования по направлению деятельности в образовательной организации требуется профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине;
  2. При отсутствии педагогического образования – пройти дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения;
  3. Кроме того, педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

Так что же в свете всех этих руководящих указаний делать горемычным директорам автошкол? Увольнять или не увольнять работников, не соответствующих профессиональному стандарту? Можно ли прибегнуть к аттестации работника для выправления ситуации?

Ответ на этот вопрос содержится в анализе статьи 12 Трудового Кодекса РФ. Статья, если не приводить ее полностью, гласит, что все требования любых законов к трудовым отношениям вступают в силу только после введения этих законов в действия и не распространяются на уже заключенные к этому времени трудовые отношения.

Другим словами, при приеме на работу сотрудника, являлись обязательными все действовавшие на этот момент требования к нему, в частности, в отношении его квалификации, опыта. Таким образом, хотя в отношении уже работающих, являются обязательными новые требования, их невыполнение не является основанием для расторжения трудового договора.

На этом акцентировало внимание Министерство труда РФ. Следует ознакомиться с письмом Минтруда от 05.04 2016., которое так и называется «Информация по вопросам применения профессиональных стандартов». Письмо построено в форме ответов на предполагаемые вопросы.

Вопрос:

Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если его уровень образования или стаж работы не соответствует указанным в профессиональном стандарте? Уволить его (если он отказывается проходить обучение)?

Ответ:

По вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, обращаем внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений.

Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.

(Другими словами, работодатель сам принимает на себя ответственность за последствия привлечения работников, не соответствующих предъявляемым обязательным требованиям. Об ответственности см.ниже.)

Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

(Здесь я позволю себе не согласиться с Министерством. Действительно ЕКС предусматривает возможность аттестации сотрудника для назначения на соответствующие должности. А вот профстандарт такого положения не содержит. Кроме того, закон «Об образовании в РФ» в статье 49 предписывает проводить аттестацию педагогических работников строго раз пять лет. Не чаще и не реже. Такое же положение содержится и в Приказе Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Таким образом, разовую досрочную аттестацию по отношению к конкретному работнику проводить ни по инициативе работодателя, ни по инициативе самого работника нельзя.)

Вопрос:

Должны ли работники привести свою квалификацию с требованиями профессиональных стандартов?

Ответ:

Согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд определяет работодатель.

(Опять уважаемое министерство ответило уклончиво, в том смысле, что работодатель сам принимает на себя ответственность за последствия)

Вопрос:

Какие санкции будут применяться за неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов?

Ответ:

ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

согласно части второй статьи 57 ТК РФ ……квалификационные требования к работникам должны соответствовать…. требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если….  с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Таким образом, если не соблюдены указанные обязательные требования законодательства, то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 ч.1 Кодекса об административных правонарушениях.

Все становится более или менее ясно.

Когда с проверкой придет трудовая инспекция, она однозначно будет ориентироваться на требования ТК РФ со всеми вытекающими отсюда последствиями.  Штраф на руководителей от 1 000 до 5 000 рублей, на юридических лиц от 30 000 до 50 000 рублей. За каждый случай.

Проверяющих же от органов управления образованием в первую очередь интересует соблюдение законодательства об образовании. А поскольку нарушение ст. 46 закона «Об Образовании» налицо, то Вас могут оштрафовать за нарушение законодательства об образовании, выдать предписание, потом еще раз, а потом и лишить лицензии. И все будет вполне законно.

В любом случае, следует, не откладывая в долгий ящик, озаботиться повышением образовательного, квалификационного и т.д. уровней своих сотрудников (и своего уровня) до требований профессионального стандарта.

В этой связи, хотелось бы познакомить Вас с еще одним документом.

Письмо Минобрнауки от 23 марта 2015 г. № 08-415 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование»

Зачитываем наиболее существенные выдержки.

«Создание условий и организация дополнительного профессионального образования (ДПО) работников отнесено к компетенции образовательной организации (пункт 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ), фактически - к компетенции работодателя.  

Формы подготовки и ДПО работников определяются работодателем»

Что это значит? А значит это, что работников и руководителей, нуждающихся в повышении квалификации, вполне можно обучать дистанционно, без отрыва от основной работы.

Продолжаем читать письмо МОН «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование»

Право работников, в том числе педагогических работников, работников из числа учебно-вспомогательного персонала, на ДПО реализуется путем заключения договора между работником и работодателем (часть 2 статьи 197 ТК РФ).

Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.

работник не вправе без уважительных причин отказаться от получения ДПО, в том числе в случаях, когда ДПО осуществляется с применением формы организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе, в течение учебного года без отрыва от основной работы.

В то же время при аттестации педагогических работников следует учитывать, что неполучение ими ДПО не может служить основанием для отказа в установлении педагогическим работникам квалификационной категории либо для признания их не соответствующими занимаемой должности.

Вот Вам и рычаг для расставания с нежелающими повысить свою квалификацию или образовательный уровень. Кроме того, напоминаю о существовании в ТК РФ такой статьи, как ст. 83.

«Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон»

Трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон:

13) возникновение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

Интересный вопрос.

А что может в этой ситуации горячо любимое ГИБДД?

Ответ такой. На самом деле, абсурд, но сегодня проверка уровня квалификации МПОВ является узаконенной частью процедуры обследования учебно-материальной базы. Этого достаточно, чтобы ожидать от ГИБДД соответствующих неприятностей как в процессе обследования, так и проведении всякого рода проверок. К счастью, обнаружение ими указанных нарушений не могут являться основанием для отказа, например, в приеме экзаменов или наложении штрафных санкций. Хотя нервы помотают.

В общем, сказанного достаточно для осознанного принятия решения по предотвращению возможных неприятностей.