Главная » Законопроект о «разделении» подготовки водителей-любителей и водителей-профессионалов

Законопроект о «разделении» подготовки водителей-любителей и водителей-профессионалов

Уважаемые коллеги, руководители и сотрудники автошкол!

Вы все хорошо помните, как в результате утверждения в 2013-2014 годах новых положений в законодательстве,  касающихся подготовки водителей, наши образовательные организации и будущие водители оказались в парадоксальной ситуации, когда все желающие научиться управлять транспортным средством вынуждены были проходить профессиональное обучение и получать профессию «водитель», хотя в реальности только 20% из них проходили обучение на категории С и D и собирались в дальнейшем профессионально работать в качестве перевозчиков пассажиров и грузов. До настоящего момента автошколы должны в обязательном порядке включать в программу обучения профессиональный цикл в том числе и для тех, кому такое обучение не было актуально. Это привело, конечно, к формальному подходу при реализации профессиональных программ в большинстве образовательных организаций с одной стороны, а с другой стороны – к уязвимости автошкол со стороны проверяющих органов из-за нарушения законодательства.   При этом, профессиональных перевозчиков вот уже 5 лет могут готовить любые автошколы по тем же программам профессионального обучения, имеющие лицензии на этот вид обучения, в большинстве своем выпуская неподготовленных полупрофессионалов, в том числе и для работы в качестве водителей такси. И транспортные компании-работодатели вынуждены доучивать своих будущих работников самостоятельно.

Все эти 5 лет Национальный союз ассоциаций автошкол выступал за приведение законодательства в соответствие с потребностями как самих водителей, так и их потенциальных работодателей, а также мировому опыту и здравому смыслу. Несмотря на то, что в Законе о безопасности дорожного движения статьей 2 дано определение разных категорий водителей – управляющих транспортным средством для собственных нужд и работающих водителями как индивидуальные предприниматели и наемные работники, – программы обучения оставались едиными для всех.

В результате наших многочисленных обращений при поддержке Союза транспортников России и Российского автотранспортного союза было дано поручение по совершенствованию законодательства в сфере подготовки водителей – сначала Правительственной комиссией по БДД, а затем Председателем Правительства РФ. Представители НСА были включены в рабочую группу при Министерстве транспорта для разработки соответствующего законопроекта, который в настоящий момент представлен для общественного обсуждения на портале проектов нормативных актов

В пояснительной записке, подготовленной разработчиками говорится:

«Система подготовки водителей транспортных средств в Российской Федерации… предусматривает единую подготовку водителей, желающих работать по найму или осуществлять предпринимательскую деятельность, связанную с управлением транспортными средствами (далее − «водитель-профессионал»), а также водителей, планирующих управлять транспортными средствами только для собственных нужд, без осуществления трудовой деятельности (далее − «водитель-любитель»).

Вместе с тем, лица, не желающие работать по найму, осуществлять предпринимательскую деятельность, связанную с управлением транспортными средствами (далее − профессиональная деятельность), вынуждены изучать ряд организационно-управленческих дисциплин, не связанных с безопасностью дорожного движения. Так, в соответствии программами, утвержденными приказом № 1408, при обучении на категорию «В» необходимо изучить:

  • нормативные правовые акты, определяющие порядок перевозки грузов автомобильным транспортом;
  • технико-эксплуатационные показатели работы грузовых автомобилей;
  • принципы организации перевозок массовых навалочных и сыпучих грузов;
  • специализированный подвижной состав;
  • диспетчерское руководство работой подвижного состава;
  • оперативный учет работы водителей;
  • нормативное правовое обеспечение пассажирских перевозок автомобильным транспортом;
  • заключение договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу,
  • организацию таксомоторных перевозок пассажиров и многое другое.

Представляется, что указанные требования избыточны для водителей, не планирующих заниматься профессиональной деятельностью.

В то же время водители, нацеленные на осуществление профессиональной деятельности, приходят к работодателю после обучения в автошколе с недостаточным уровнем подготовки.

В настоящее время работодатели с применением собственных ресурсов вынуждены осуществлять повторную подготовку водителей, окончивших автошколы, но не имеющих опыта работы по профессии водителя автомобиля.

Данная ситуация требует принятия дополнительных мер в отношении водителей, ориентированных на осуществление профессиональной деятельности, путем усиления их первичной подготовки и внедрения системы повышения квалификации.

Вместе с тем, Закон об образовании не позволяет применить такие меры выборочно только к «водителям-профессионалам», поскольку после прохождения обучения в автошколах все обучившиеся лица, вне зависимости от своих будущих ориентиров (на «водителя-любителя» или на «водителя профессионала») получают профессию «водитель автомобиля». Разделение подхода к различным по своей сути категориям водителей невозможно до тех пор, пока все водители находятся в категории профессионалов. Единство категории профессиональных водителей обусловлено отсутствием упрощенных программ обучения для лиц, планирующих управлять транспортным средством для собственных нужд без осуществления профессиональной деятельности. В связи с этим, для применения отдельных усиленных мер к профессиональным водителям в системе подготовки водителей должно произойти их разделение на «любителей» и «профессионалов». Такое разделение должно сопровождаться:

  1. исключением из программ подготовки «водителей-любителей» организационно-управленческих дисциплин, не связанных с безопасностью дорожного движения;
  2. усилением практической и теоретической подготовки водителей профессионалов при их первичном обучении, а также при последующем прохождении повышения квалификации.

Законопроектом устанавливается необходимость получения документа о квалификации при первичном обучении по программам профессиональной подготовки, а также каждые 5 лет после прохождения обучения по программам повышения квалификации.»

Уважаемые коллеги, мы думаем, что решение данного вопроса важно для каждого из нас, поэтому убедительно рекомендуем вас ознакомиться с текстом данного законопроекта, поддержать его  и оставить свои отзывы на сайте