Главная » Позиция НСА озвученные в Общественной Палате РФ

Члены НСА

Позиция НСА озвученные в Общественной Палате РФ на Круглом столе

По итогам Круглого стола, состоявшегося 09.04.2025 в Общественной Палате РФ по теме: «Перспективы развития подготовки водителей транспортных средств в системе обеспечения безопасности дорожного движения», в котором приняли участие представители Национального союза ассоциаций автошкол прошло обсуждение проекта приказа Министерства просвещения России «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» и законопроекта с изменениями  в Закон «О безопасности дорожного движения», внесенный Правительством России в Государственную Думу, который предусматривает создание рейтинга автошкол и утверждение критериев качества обучения в автошколах и периодичности их оценки. Нами был предложен ряд аргументированных замечаний и предложений для совершенствования данных проектов, а именно:

  1. 1.                      Считаем необходимым разграничение условий реализации Программы, выделение в отдельные разделы по компетенциям:

В целях исключения разногласий в определении области проведения сотрудниками Госавтоинспекции проверок о соответствии установленным требованиям учебно-материальной базы организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, и соискателей лицензий на осуществление образовательной деятельности по указанным программам, а также разночтении таких понятий, как: условия реализации программы, материально-технические условия реализации образовательной программы и учебно-материальной базы образовательной организаций, предлагаем в проекте примерной программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств п. 5.1 Организационно – педагогические условия; п. 5.2 Кадровые условия; п. 5.3.Информационно-методические условия отнести к компетенции образовательных организаций и Рособрнадзора, а п. 5.4. Материально-технические условия реализации образовательной программы, предлагаем создать отдельную главу: «Учебно-материальная база, необходимая для реализации программы», в которой прописать все те требования, которые вправе проверять сотрудники Госавтоинспекции в рамках своей компетенции, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" а также требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

  1. 2.                 Считаем нецелесообразными и избыточными часть требований к учебному автодрому в проекте программ, которые должны соответствовать требованиям Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами».

         Полагаем, что требования, которые предъявляются к проведению экзаменов на право управления транспортными средствами органами Госавтоинспекции, не должны распространятся на образовательные организации, при проведении обучения первоначальным навыкам вождения.       Для проведения занятия достаточно площадки, имеющей ровное покрытие, на которой возможно осуществлять выполнение упражнений, определенных п.3.4.2.1. «Обучение первоначальным навыкам управления транспортным средством программы». 

         Считаем, что необходимо дать в проекте Программ четкое определение понятиям «Автодром, автоматизированный автодром, закрытая площадка».

         Также в проекте программы указано, что размеры и оборудование автодрома, автоматизированного автодрома и закрытой площадки должны обеспечивать возможность выполнения испытательных упражнений в зависимости от категории или подкатегории транспортного средства, используемых для проведения квалификационного экзамена согласно пункту 3 Требований к техническим средствам контроля.

Предлагаем убрать ссылку на постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. № 1097, т.к. учебная площадка для отработки начальных навыков управления ТС должна обеспечивать возможность выполнения испытательных упражнений в зависимости от категории или подкатегории транспортного средства в соответствии с данной программой. Размеры площадки выбираются руководителем автошколы, исходя из конкретных потребностей: категорий ТС, количества автомобилей, одновременно занимающихся на площадке, размеров испытательных упражнений по категориям т/ср и т.д.

         Требование наличия на участках, предназначенных для движения транспортных средств водоотвода необходимо исключить, так как его оборудование требует дорогостоящего проектирования, согласования и строительства, что приведет к закрытию практически всех автошкол.

         Требование по коэффициенту сцепления колеса автомобиля с покрытием необходимо исключить. Справка МАДИ прилагается.

         Также как характеристику площадки предлагаем исключить требования к продольному уклону, т.к. продольные уклоны — это разность высот между выбранными точками в продольной плоскости. Длина участка измеряется не по горизонтали, а в виде наклонной линии. Эти значения определяют крутизну подъемов и спусков на протяжении выбранного участка дороги, от чего зависит и скоростной режим движения автомобилей, а с ним и пропускная способность. Эти требования нужны при проектировании дорог с интенсивным движением. Учебные площадки таковыми объектами не являются.

         При снижении естественной освещенности до 20 люксов должны использоваться наружные осветительные установки согласно пункту 5 Требований к техническим средствам контроля. Предлагаем это требование как обязательное исключить, т.к. предполагает дополнительные затраты на проект, монтаж и получение лабораторного заключения об освещенности площадки. Автошкола сама может по необходимости сделать должное освещение.

  1. 3.                 В проекте сказано: «Обучение вождению проводится вне сетки учебного времени мастером производственного обучения вождению транспортных средств индивидуально с каждым обучающимся в соответствии с графиком очередности обучения вождению, утверждаемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность.»

         Предлагаем убрать формулировку индивидуально с каждым обучающимся, т.к. она противоречит Закону об образовании № 273-ФЗ Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

п. 3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания.

         Дополнительно предлагаем объединить в учебном плане раздел Практическая подготовка дисциплину Вождение транспортных средств, без распределения на разделы: обучение первоначальным навыкам и обучение на дорогах.

         Предоставить возможность образовательной организации самостоятельно выбирать количество часов для изучения этих разделов, в зависимости от индивидуальных способностей обучающихся, сохраняя при этом общее количество часов практической подготовки 56 и 58 часов, как в проекте программ.

 

  1. 4.                     Проектом Приказа предусматриваются требования к электронным информационным и образовательным ресурсам, цифровым сервисам, используемым образовательными учреждениями при реализации дистанционных образовательных технологий, соответствие п.п. 15, 16, 21 «Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». (Постановление Правительства №1678 от 11.10.2023 г.) и это является предметом контроля и проверки органов Рособрнадзора; Госавтоинспекции при выдаче Заключения. Но при этом не определены четкие и ясные требования, которые станут предметом таких проверок. Данная неопределенность на наш взгляд может спровоцировать злоупотребления со стороны органов контроля.

Предложение: исключить данные требования из проекта программ: цифровые образовательные сервисы, информационные ресурсы, образовательные ресурсы, а также из перечня оборудования - интерактивную доску, с соответствующим программным обеспечением:

 

- Компоненты электронной информационно-образовательной среды (при применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий):

Технические средства

Компьютер, веб-камера, микрофон, аудиоколонки и (или) наушники,

интерактивная доска - комплект 1

 

Информационно - телекоммуникационная сеть «Интернет»

 

Электронные информационные ресурсы

 

- Информационная система организации, осуществляющей образовательную деятельность, эксплуатируемая при применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

 

- Электронные образовательные ресурсы:

Электронные учебные пособия -комплект 1

Электронные библиотечные системы -комплект 1

 

-Цифровые образовательные сервисы

Сервисы взаимодействия преподавателей с обучающимися

посредством видео-конференц-связи, быстрого обмена текстовыми

сообщениями, фото-, аудио- и видеоинформацией, файлами) с соответствующим программным обеспечением.

Сервис контроля условий проведения промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации в целях

фиксации нарушений с соответствующим программным

обеспечением

 

Сервис фиксации хода образовательного процесса, результатов

промежуточной и итоговой аттестации, формирования и хранения.

 

Или выделить данный раздел из общего раздела V Условия реализации программ, с четкими требованиями и критериями применения ДОТ, и отнести только к предмету контроля со стороны органов Рособрнадзора.

 

 Предложение: четко определить критерии и сроки хранения цифрового портфолио, или же закрепить данные требования в компетенции образовательной организации, в рамках регулирования внутренними локальными актами, при использовании данных дистанционных технологий, электронных ресурсов, образовательной организацией, в реализации программ.

 

  1. 5.     Считаем также нецелесообразным наличие строгой регламентации порядка проведения итоговой аттестации – квалификационного экзамена.

         Предлагаем предоставить образовательной организации выбор в составлении перечня основных предметов для итоговой аттестации, средств и методов обучения и проведения аттестации, а также распределение (перераспределение) количества учебных часов в рамках одной учебной дисциплины, с указанием изменений в учебном плане образовательной программы.

 

          Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний.

Главой VI предусмотрено, что результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом. По результатам квалификационного экзамена выдается документ о квалификации (свидетельство о профессии водителя), который подтверждает получение квалификации по результатам профессионального обучения согласно пункту 2 части 10 статьи 60 Федерального закона об образовании.

         В соответствии с Перечнем профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденным Приказом Министерства просвещения РФ от 14 июля 2023 г. N 534 "Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение" при получении профессии «Водитель» различных категорий присваивается квалификационный разряд, класс, категория с 3 по 8. Так, водителю автомобиля присваивается разряд с 4 по 8.

         Выбор наименования профессии работников, в обязанности которых входит управление автомобилем, в силу отсутствия единообразного и последовательного регулирования этого вопроса со стороны законодателя вызывает затруднения на практике.

          Дополнительно, обращаем внимание на то, что квалификационные требования, предусмотренные Приказ Минтранса России от 31.07.2020 N 282 "Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" охватывают не все профессиональные навыки, предусмотренные как действующими программами профессиональной подготовки водителей транспортных средств, так и проектом приказа. Так в требованиях указано, что водитель легкового автомобиля должен знать и уметь, а в рамках обучения на категорию «В» может использоваться и грузовой автомобиль, грузоподъёмностью до 3,5 тонн ( в проекте программ подготовки об этих требованиях ничего не сказано)

Кроме того, приказ Минтранса России отражает профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки, в то время как, не все граждане, прошедшие обучение в образовательной организации, будут заниматься данным видом деятельности.

Профстандарт для профессии водителя автомобиля на сегодняшний день не утвержден. Однако продолжает применяться на территории РФ Квалификационный справочник, профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102. Данный справочник содержит профессию "водитель автомобиля". Причем такое наименование профессии применяется к водителям легковых, грузовых автомобилей, а также автобусов.

         Справочник предусматривает внутреннее категорирование по профессии "водитель автомобиля" в рамках трех классов. Однако рассматривать данные классы, как часть наименования профессии в условиях действующего правового регулирования, на наш взгляд, будет неверным.

         В тоже время, приказ Минтранса России от 31.07.2020 N 282, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" не предусматривает какого-либо квалификационного разряда, класса, категории.

         С учетом сказанного логично было бы заключить, что должность работников, в обязанности которых входит управление легковыми, грузовыми автомобилями и (или) автобусами, должна именоваться "водитель автомобиля", как это предусмотрено квалификационным справочником. Но, к сожалению, некоторые другие нормативно-правовые акты ставят данный вывод под сомнение. Так, в приказе Министерства транспорта РФ от 31.07.2020 N 282 упомянут целый ряд профессий, связанных с управлением автомобилем.

         Перечисленные занятия в приказе приведены именно как отдельные профессии, а не как виды деятельности внутри профессии "водитель автомобиля".

         Вызывает затруднение и присвоение квалификации и разряда по программам профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории А,А1,М.

         В связи с чем, предлагаем исключить в проекте программ данную норму, до утверждения профессионального стандарта «Водитель автомобиля», «Водитель мототранспортных средств», «Водитель трамвая», «Водитель троллейбуса», в которых будет закреплен порядок присвоения квалификационного разряда. 

 

  1. 6.     Относительно предмета «Оказание первой помощи пострадавшим в Дорожно-транспортном происшествии» в составе проекта и действующих программ подготовки считаем, что

обучать оказанию ПП должны не медицинские работники, а инструкторы, обученные навыкам оказание первой помощи в соответствующих медицинских учебных центрах.

         Такая практика есть за рубежом. Есть положительный опыт работы таких инструкторов и в России, на пример Сахалинская область и Белгородская область. Причем расходы на обучение инструкторов взяли на себя региональные власти.

Предлагаем изменить подход к обучению оказания первой помощи пострадавшим в ДТП, поскольку задача сохранение жизни и здоровья - это задача государства, то эту задачу должны решать государственные органы, а не граждане, в данном случае ученики автошкол за свой счёт.

Предлагаем предоставить специализированным медицинским образовательным центрам проводить обучение первой помощи при ДТП на высоком квалификационном уровне, с наличием кадровых сотрудников нужной квалификации (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНОГО ДИФИБРИЛЯТОРА), И НАЛИЧИЯ СООТВЕТСТВТУЮЩЕГО ОБОРУДОВАНИЯ, по средствам заключения сетевого договора между организациями, или напрямую с учениками, с выдачей справок о пройденном обучении ПП и предоставлении справки в Автошколу; организовать обучение оказанию первой помощи специально обученными инструкторами в центрах обучения оказанию первой помощи с выдачей соответствующего сертификата о прохождении такого обучения.

Условием приема в автошколу обучающихся считать наличие у них такого  сертифката.

         Соответственно предлагаем упростить требования к оборудованию в автошколе  наличием стенда «Автомобильная Аптечка», как это было ранее.

 

Позиция Национального Союза Ассоциаций автошкол по предлагаемой инициативе по внедрению и размещению на официальных федеральных информационных ресурсах МВД «Рейтинга автошкол» данных.

Проектом изменений в ст. 26 ФЗ-196 предлагается ввести новый механизм контроля за качеством подготовки водителей. Согласно этому документу автошколы будут оценивать с учетом качества сдачи экзамена в ГИБДД и уровня аварийности их выпускников. Разработкой системы рейтингов займется МВД, используя данные о результатах экзаменов и ДТП.

Из всего заявленного специалистов не может не волновать намерение авторов законопроекта включить в определение рейтинга, кроме прочего, показатели аварийности выпускников автошкол. Такой подход к оценке работы автошкол считаем неприемлемым.

Нами были изучены многочисленные зарубежные исследования о взаимосвязи обучения молодых водителей с показателями их аварийности, а также отечественные материалы, которые выявили, что такая взаимосвязь отсутствует или не подтверждается, а на аварийность новичков оказывают наибольшее влияние их небольшой жизненный и водительский опыт, агрессивность, а также ценностные установки, психологические и физиологические характеристики. Транспортные психологи и других специалисты утверждают,  что на уровень аварийности оказывают влияние социально-культурные и психофизические характеристики личности начинающего водителя, а также неспокойная, зачастую агрессивная автотранспортная среда, в которую новичок попадает по окончании автошколы и сдачи экзаменов, и которая оказывает на него огромное влияние независимо от полученных знаний и первичных навыков в автошколе.

В работе сотрудников Научного центра МВД «Начинающий водитель: понятие, факторы риска и пути решения проблемных вопросов» авторы делают вывод о том, что «ДТП в подавляющем большинстве случаев является результатом не некачественной подготовки водителей, а осознанного нарушения ими ПДД, что в свою очередь зависит от индивидуальных психологических особенностей личности самого водителя».

В нашей стране право на управление транспортом дает не автошкола, - автошкола реализует образовательные программы, разработанные на основе Примерных, утвержденных Приказом Министерства просвещения. А сотрудники ГИБДД несут ответственность за содержание и проведение экзаменов для отбора водителей.  Поправки в федеральный закон предлагают переложить всю ответственность за аварийность водителей на автошколы.

Официальные данные ГИБДД по аварийности нельзя считать вкладом в определение рейтинга автошкол еще и потому, что эта статистика не исследуют причины аварий, дорожные условия, особенности условий отдельного региона, не проводит анализ и не устанавливает причинно-следственную связь между происшедшими ДТП и полученными навыками обучения и ряд других важных факторов, которые зачастую не зависят от знаний, полученных в автошколе, и поэтому не может отражать качество обучения в конкретных автошколах и служить поводом для выводов о качестве их работы, вводя в заблуждение тех, кто собирается пройти обучение. 

Считаем также недопустимым судить о рейтинге автошкол и по количеству не сдавших экзамены в ГИБДД, учитывая несовершенство системы оценки со стороны ГИБДД и ее субъективность, о которых детально говорится в статье НЦ МВД «Требования к должностным лицам подразделений Госавтоинспекции, исполняющим служебные обязанности по проведению экзаменов на право управления ТС». Результаты сдачи экзаменов с первого раза не могут свидетельствовать об уровне подготовки водителя, так как зависят от многих внешних факторов: психологическая нагрузка на сдающего экзамен кандидата в водители, не исключается и коррупционная составляющая, о чем свидетельствуют неоднократные решения судов.

Кроме того, документ об образовании, выдаваемый автошколой, является бессрочным, и с момента прохождения подготовки в образовательной организации до момента сдачи экзаменов в Госавтоинспекции может пройти неопределенное количество времени, что также не учитывается в рассматриваемой модели «Рейтинга автошкол».

Критерии и параметры определения уровня и  качества образования относятся к сфере законодательства об образовании, и должно регулироваться нормативно-правовыми документами, регулирующими  образовательную деятельность.

Считаем, что, так называемый «рейтинг автошкол», базирующийся на необоснованных выводах статистики, тем более размещенный на официальных федеральных информационных ресурсах, будет способствовать ограничению, искажению или устранению свободной конкуренции и наносить ущерб интересам образовательных учреждений, граждан, государства и общества в целом.

В связи с вышесказанным считаем неприемлемым предложения законопроекта и обоснования, высказанные в пояснительной записке к проекту, полагаем данные предложения требуют серьезной доработки и обоснования.